Всем гипермаркетам по серьгам: «Народный маркетинг» подводит первые итоги

 

 

Татьяна Блохина

PR-специалист

 

(3812) 30-63-74

pressa@partner-omsk.ru

28 сентября 2012   |   Мнения
Омск-Информ

 

Почему омские гипермаркеты экономят на сервисах, качественных продуктах и персонале, а «Ашан» недолюбливают поставщики местных товаров?

 

Почему мы не поехали в «Метро»?

Сразу же отметим, что в список анализируемых торговых точек не был включен «Метро», поскольку обычному омскому покупателю попасть туда оказалось непросто. Вхожи в него только счастливые обладатели именных пластиковых карт. Из-за такой недемократичности данный магазин никак не вписывается в формат «народного гипермаркета». А жаль, владельцам «Метро» вполне по силам упростить карточную систему, не устраивая при этом «фэйс-контроль».

Что касается 9 гипермаркетов, обласканных вниманием экспертов, то здесь пристрастия Елены Яровой и Людмилы Колесниковой разделились. Пенсионерку Людмилу Васильевну больше всего привлекают низкие цены и дополнительные бесплатные услуги, поэтому самый «народный», по ее мнению, – «Ашан». Женщина любит побродить по торговым залам этого огромного магазина, а после шопинга посидеть на лавочке и обязательно попить местного кофе в компании подруги. Еще наш эксперт обожает «ашановские» акции-распродажи-праздники и принимает участие во всех розыгрышах призов.

– Приятно чувствовать заботу о себе, – говорит впечатленная иностранным маркетингом Людмила Колесникова.

В то же время она примерно раз в месяц наведывается в «Ленту» за «акционным» сыром и недорогими фруктами. Притом частенько бывает в «Низкоцене», где приобретает мыло, порошок, сахар и хлеб по «спецценам» для пенсионеров. И довершает свой «мегашопинг» путешествием, например, в «Победу» на Московке за дешевой бытовой химией.

Для Елены Яровой, напротив, подобные «марш-броски» с маленьким ребенком и при дефиците времени – нечто из области фантастики. Главный критерий для нее при выборе гипермаркета – близость к дому, поэтому она предпочитает отовариваться в «Новаторе» в Нефтяниках. Там молодой маме по душе продуктовые тележки в виде машинок для детей, а также богатый ассортимент продуктов, в том числе, и собственного производства.

Между тем, гипермаркеты в борьбе за «своего» покупателя предлагают все больше дополнительных услуг. Так, руководство «ОКея» намерено в скором времени организовать детскую игровую комнату. А «Магнит» откроет семейный гипермаркет в районе ДК «Химик». Не отстает от них и «Ашан», празднуя свое 10-летие в России акциями и суперскидками.

Конкуренция усложняется, когда на каком-нибудь бойком месте дислоцируются два гипермаркета. Так, на Левом берегу рядом вполне мирно уживаются «Низкоцен» и «Магнит», у каждого них сложился свой круг клиентов. Другой, менее жизнерадостный пример – в Нефтяниках буквально на одном пятачке в неравной борьбе сошлись «Новатор» и «Магнит», и это не считая пары супермаркетов и торговых комплексов. Надо сказать, от этой конкуренции не выиграл никто, и в итоге вышеназванные магазины-аборигены оказались в плачевном состоянии.

В поисках лучших

Но вернемся к подведению итогов. Все гипермаркеты условно можно разделить на три категории – транснациональные («Ашан»), федеральные (краснодарский «Магнит», питерские «ОКей» и «Лента»), омские («Геомарт», «Низкоцен», «ПобЕДА», «Новатор», «Триумф»).

Хотя отметим, что все это категории относительные, и у каждого покупателя свои пристрастия, наши же эксперты оценили гипермаркеты таким образом.

Удобнее всех расположены «Триумф», «Низкоцен» у Центрального рынка, «Новатор» на улице Звездова – в самом центре города. А вот добраться до Левобережного «Геомарта» совсем не просто. Показательно, что на вопрос нашего эксперта Елены Яровой, заплутавшей на полпути в гипермаркет, прохожий красноречиво ответил: «Где-то там, в лесу».

Если говорить об организации торгового пространства, то в «Ашане», левобережной «Ленте» и «Магните» найти нужный отдел можно без труда. Чего не скажешь об «ОКее» и «Геомарте» – там придется поискать. А в «Новаторе» даже персонал не в состоянии разыскать полки, к примеру, со сливочным маслом.

Лидеры удачного соотношения «цена/качество» – «Лента» и «Ашан». В обоих гипермаркетах относительно невысокие цены на многие группы товаров, в том числе, и на продукты собственной торговой марки. И притом там не торгуют испорченным товаром. Внешний вид овощей и фруктов в «Ленте» просто изумительный. В «Геомарте» и «ОКее», наоборот, любят сбывать залежавшиеся продукты. А в «Триумфе», кажется, совсем не следят за качеством товаров, да и цены здесь «кусаются».

Что касается товаров местного производства, то в этом плане явно выигрывают левобережная «Победа», «Низкоцен» и «Геомарт», тут с омскими поставщиками явно налажены хорошие связи. В то время как французский «Ашан» и краснодарский «Магнит» делают ставку на «привозные» продукты.

Большой минус «Геомарта» – отсутствие товаров собственного производства, здесь нет даже своей пекарни. А вот брать маринованное мясо на шашлык в «Триумфе» и выпечку «Низкоцена», по мнению наших экспертов, опасно для здоровья. Зато в «Ленте», «Магните» и «Ашане» всегда свежая разнообразная сдоба, а также «фирменные» товары по низким ценам. Но особенно «народных экспертов» восхитили готовые вторые блюда и выпечка в «Победе», все продукты выглядели и пахли очень съедобно.

Массой дополнительных сервисов могут похвастаться «Триумф», «Ашан» и «Победа», а в других гипермаркетах об этом приходится только мечтать. Хотя если брать «Новатор» в «Нефтяниках», а не в центре города, то там с сервисами все в порядке – тут тебе и лавочки, и туалет, и магазины, и банкетный зал неподалеку.

Качество обслуживания вообще не «конек» местных гипермаркетов. Только в «Ленте» и «Ашане» нашим экспертам повстречался по-настоящему отзывчивый, дружелюбный, а также информированный персонал.

Кому уготовано светлое будущее

В итоге лидером, по мнению «народных экспертов» и по отзывам читателей сайта РИА «Омск-Информ», становится французский «Ашан». Впрочем, есть у него один весомый недостаток – отсутствие на полках продукции от омского производителя. За такую «несговорчивость» и нежелание сотрудничать местные производители недолюбливают этот успевший стать народным магазин.

В гипермаркетах же «местного разлива» частенько экономят на персонале, торгуют не всегда качественной продукцией, благодаря чему и сохраняют невысокие цены на некоторые группы товаров. Мало чем отличаются от омичей федеральные торговые сети вроде питерского «ОКея» и краснодарского «Магнита».

Однако, несмотря на все недостатки, есть у гипермаркетов свои «фишки», определяющие их лицо и привлекающие покупателей. Так, в «Ленте», помимо продуктов, большой ассортимент товаров для спорта, туризма и отдыха. К примеру, надувные матрац или кровать по вполне демократичной цене. А, скажем, в «Низкоцене» привлекательные цены для пенсионеров на продукты первой необходимости, такие как мыло, стиральный порошок, хлеб, соль, сахар. Поэтому у каждого магазина сложился свой круг клиентов. Но это не значит, что местные гипермаркеты способны выжить в условиях столь жесткой конкуренции.

Наш приглашенный эксперт, президент Ассоциации «Партнер-Омск» Олег Мкртчян уверен – будущее за федеральными и транснациональными гипермаркетами.

– Федеральные торговые сети формируют в регионе новую систему продаж, основанную на современных технологиях, мировом опыте и профессиональном управлении бизнесом, – говорит эксперт. – Поэтому магазины федеральных сетей существенно отличаются высоким уровнем сервиса, внимательным персоналом и главное – низким уровнем цен. Омскому потребителю доступен расширенный ассортимент товаров различных производителей и, я считаю, именно выбор покупателя указывает на конкурентную способность этого производителя на рынке.

Другой наш эксперт, председатель Совета омской общественной организации «Щит» Евгений Рабинович разделяет эту позицию. По его мнению, местным торговым сетям далеко до достижений европейского и российского маркетинга.

– «Ашан» действительно очень качественный гипермаркет с высоким уровнем сервиса и с наиболее удачным соотношением цены и качества товаров. Поэтому покупатели его и любят, – отмечает Рабинович. – И самое главное – гипермаркеты такого уровня тщательно подходят к выбору поставщиков. Они договариваются только с теми, кто регулярно готов снабжать своей продукцией. А поскольку омские производители не могут гарантировать стабильные поставки, приходится возить товары из Петербурга, Москвы, Краснодара.

Типично омские гипермаркеты хоть и пытаются заманить покупателей маркетинговыми ходами вроде скидок для пенсионеров и распродаж, все же пока не в состоянии обеспечить покупателям должный уровень сервиса. Если говорить о качестве продуктов, то нарушения встречаются во всех гипермаркетах. Летом, как правило, прокисает молоко, портятся творожные продукты. Кроме того, испорченные, с истекшим сроком годности товары в магазинах, как правило, выставляются на виду, а более свежие – в глубине полок. Задача покупателей – быть бдительными, обращать внимание на срок годности продукта.

В заключение Евгений Рабинович подчеркнул, что на «долгожительство» могут рассчитывать магазины шаговой доступности, гипермаркеты же, как правило, находящиеся на окраине города, более уязвимы.

 
 

КОММЕНТАРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ